ПОДПРОГРАММА 2 «ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ЗИМИНСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗВАНИЯ».
1. ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ
Наименование Подпрограммы
|
«Торговая политика Зиминского районного муниципального образования» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответственный Исполнитель Подпрограммы |
1. Отдел по экономике, труду и охране труда, потребительскому рынку администрации Зиминского районного муниципального образования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участники Подпрограммы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участники мероприятий Подпрограммы |
1. Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Зиминского районного муниципального образования 2. Комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Зиминского районного муниципального образования. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель Подпрограммы |
Создание условий для максимально полного удовлетворения спроса населения на качественные и безопасные товары и услуги по доступным ценам |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи Подпрограммы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сроки реализации Подпрограммы
|
2016-2021 годы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целевые показатели Подпрограммы |
Показатели эффективности реализации программных мероприятий:
-торговыми площадями продовольственных товаров; - торговыми площадями непродовольственных товаров тыс. руб. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объемы и источники финансирования Подпрограммы
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ожидаемые целевые результаты Подпрограммы |
1. Привлечение инвестиционных ресурсов в развитие инфраструктуры потребительского рынка. 2. Ежегодное увеличение объемов розничного товарооборота и оброта общественного питания не менее 1%. 3. Прирост налоговых платежей от торговой деятельности в бюджет Зиминского районного муниципального образования 4. Удовлетворение спроса населения на качественные и безопасные товары и услуги по доступным ценам. 5. Создание условий для повышения кадрового потенциала в сфере потребительского рынка |
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В ЗИМИНСКОМ РАЙОННОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Потребительский рынок – это совокупность отношений, возникающих между продавцами и покупателями работ, услуг, товаров, с одной стороны, и их потребителями - с другой; это отношения по поводу спроса, предложения и реализации предметов и услуг индивидуального потребления, складывающиеся в торговле, общественном питании, в сфере платных услуг. Потребительский рынок, его функционирование, определяется системой социально-экономических и организационных отношений по поводу производства и реализации потребительских товаров, социально-экономического обеспечения жизнедеятельности отдельных социальных групп и слоев населения конкретной территории.
Потребительский рынок - активно развивающаяся сфера экономики Зиминского района.
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма, поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики Зиминского района.
Состояние розничной торговли и сферы услуг в значительной мере определяется макроэкономическими показателями социально-экономического развития Зиминского района.
В результате реформирования экономики на потребительском рынке Зиминского района произошли кардинальные преобразования, начали формироваться объективные предпосылки цивилизованных рыночных отношений.
В сфере торговли происходят качественные изменения в конъюнктуре спроса: усиливаются позиции отечественных товаропроизводителей, расширяется ассортимент, достигается насыщенность рынка по основным группам продуктов питания. Эти тенденции явились стимулирующим фактором прогрессивных изменений в организации торговли, общественного питания.
Розничная торговая сеть Зиминского районного муниципального образования в 2015 году осталась на уровне 2014 года, зарегистрировано 185 предприятий торговли, общественного питания и предприятий по переработке с/х продукции, принадлежащие предприятиям различных форм собственности. Из общего количества торговых предприятий магазинов - 133, из них: универсальных (смешанного типа) – 55, продовольственных – 42, непродовольственных – 10, отделов - 42, торговых киосков – 22, павильонов – 9, автозаправочных станций - 5. Обеспеченность населения площадью торговых объектов в 2015 году составила – 527,99 кв. м на 1000 человек, что больше нормативной минимальной обеспеченности торговыми площадями населения Зиминского района на 138,99 кв.м на 1000 человек. Практически в каждом населенном пункте официально открыто торговое предприятие, или организована выездная торговля автолавкой МУП «Зиминский хлебозавод».
Всего оборот розничной торговли по Зиминскому районному муниципальному образованию в первом полугодии 2015 году составил 393664тыс. руб., оборот розничной торговли к первому полугодию 2014 года составил 98,7%.
Оборот розничной торговли среди крупных и средних предприятий, осуществляющих розничную торговлю, по формам собственности распределился следующим образом: государственная и муниципальная – 0,5%, частная 99,5%.
На территории Зиминского районного муниципального образования действуют торговые объекты СПК «Окинский», где реализуется с/х продукция собственного производства без посредников.
В рамках подпрограммы обеспечения сельского населения товарами и услугами на территории Зиминского районного муниципального образования на 2015-2016 гг. действуют торговые предприятия, отделы, торговые полки социальной направленности, реализующих социально-значимые товары с наценкой 10%.
Для повышения уровня обслуживания населения, создания условий современного обслуживания покупателей, а также с целью снижения и стабилизации цен на основные сельскохозяйственные группы продуктов питания совместно с отделом сельского хозяйства, муниципальными образованиями Зиминским района проведено 7 ярмарок.
По созданию более эффективных механизмов улучшения продвижения товаров сельскохозяйственных производителей, реализующих продукты питания без посредников на Зиминском розничном рынке проводятся ярмарки «Выходного дня». В период 2015 года в мясном павильоне дополнительно устанавливались торговые прилавки на 20 рабочих мест. В весенне-летний период торговые места для продажи молока и молочной продукции, меда, овощей дополнительно увеличиваются до 90 рабочих мест.
На территории Зиминского районного муниципального образования действует универсальный торговый комплекс ООО «Ангар» в с. Ухтуй общей площадью 2569 м2, где обеспечены рабочим местом 110 человек. В торговом комплексе организована розничная и оптовая торговля. Объектов оптовой торговли зарегистрировано - 11 (мелкооптовые магазины, оптовые склады).
На территории Зиминского районного муниципального образования зарегистрировано и работает 2 кафе, одна пельменная, 11 столовых при общеобразовательных школах и профтехучилищах, столовая при СПК «Окинский».
Бытовое обслуживание населения Зиминского районного муниципального образования в настоящее время занимает более 2% в структуре платных услуг и является неотъемлемой частью рынка услуг, представляющего собой важный сектор экономики.
Большинство сельских жителей лишены возможности пользоваться социально значимыми услугами по месту жительства, в результате чего сформировался большой разрыв в бытовом обслуживании городского и сельского населения.
Наибольший удельный вес в структуре объёма бытовых услуг традиционно занимают ремонт и техобслуживание автомототранспортных средств, ритуальные услуги, услуги парикмахерских.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
На фоне положительных результатов развития сферы есть немало проблем.
Периодическое изменение и совершенствование нормативно правового обеспечения по вопросам регулирования сферы потребительского рынка на уровне Российской Федерации, Иркутской области требует укрепления нормативно правовой базы на местном уровне.
Недостаточно развитая торговая инфраструктура:
- недостаточная поддержка местных товаропроизводителей в части создания условий для продвижения их продукции;
- ограниченность системы обслуживания социально незащищенных категорий граждан через сеть объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры.
Удаленность населенных пунктов.
Анализ современного состояния оптовой торговли показал, что формы и методы обслуживания клиентов, технология доставки товаров существенно отстают от современных требований рынка и не могут обеспечить в полном объеме решения перспективных задач по увеличению розничного товарооборота и количества соответствующих товарных предложений, соответствующего продвижения продукции местных товаропроизводителей
В настоящее время сложилась и действует многоканальная и многозвеньевая система товароснабжения розничной торговли, в которой преобладают мелкие фирмы-посредники, что ведет к некомплектным и нерегулярным поставкам товаров, завышению издержек обращения и, в конечном счете, к необоснованному росту цен.
Значение оптового звена как основного регулятора рынка во многом утрачено, что проявляется в снижении значимости оптовых организаций в формировании товарных ресурсов для рынка, организации поставок в розничную торговлю и сбыта продукции товаропроизводителей области.
Серьезным препятствием для увеличения объемов реализации произведенной продукции является отсутствие логистических распределительных центров, где сельскохозяйственная продукция могла бы быть доработана, расфасована, сформирована в приемлемые по объему и качеству партии товаров.
Потребности потребительского рынка должны удовлетворяться предприятиями различного типа: современными логистическими распределительными центрами, оптовыми предприятиями, средними и мелкими оптовыми предприятиями, такими как оптовые продовольственные рынки, торговые дома, мелкооптовые магазины.
Есть проблемы в культуре обслуживания. Профессиональных кадров либо нет, либо не хватает, но так или иначе имеющийся контингент, как правило, не обладает требуемым уровнем квалификации.
В связи с этим необходима разработка дальнейшей стратегии в развитии потребительского рынка. Целевой и системный подход к развитию сферы, определение четко сформулированных задач и ориентиров, четкое разграничение сфер ответственности между органом местного самоуправления, территориальными органами государственной исполнительной власти и всеми хозяйствующими субъектами позволит и в дальнейшем достичь положительных результатов.
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДПРОГРАММЫ
Целью Подпрограммы является создание условий для максимально полного удовлетворения спроса населения на качественные и безопасные товары и услуги по доступным ценам.
Задачи Подпрограммы
- Совершенствование правовых, организационных условий для развития сферы потребительского рынка на территории Зиминского района
- Развитие торговой инфраструктуры и системы товародвижения Зиминского района.
- Совершенствование форм и методов координации управления потребительским рынком
- Исполнение процедур в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации».
5. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДПРОГРАММЫ
тыс.руб.
Сроки реализации Подпрограммы |
Всего по программе, |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Общий объем финансирования, в т.ч. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
областной бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
местный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|
6. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММЫ
№№ п/п |
Наименование подпрограммы, мероприятия |
Результат |
Ответственный исполнитель, участники, участники мероприятий муниципальной подпрограммы |
Срок исполнения |
Объем финансирования, тыс.руб. |
в т.ч. планируемое привлечение из: |
|||
федерального бюджета тыс.руб. |
обл. бюджета тыс.руб. |
мест. бюджета тыс.руб. |
внебюдж. источники тыс.руб. |
||||||
|
Подпрограмма 2. «Торговая политика Зиминского районного муниципального образования» |
|
Отдел по экономике, труду и охране труда, потребительскому рынку администрации Зиминского районного муниципального образования |
2016-2021 гг.
|
Без финансирования
|
-
- |
-
|
|
|
1.1.
|
Совершенствование правовых, организационных условий для развития сферы потребительского рынка на территории Зиминского района
|
Мониторинг и анализ состояния торговли и общественного питания, укрепление нормативно-правовой базы.
|
Отдел по экономике, труду и охране труда, потребительскому рынку администрации Зиминского районного муниципального образования |
2016-2021 гг. |
Без финансирования |
- |
- |
- |
|
1.2. |
Развитие торговой инфраструктуры и системы товародвижения Зиминского района. |
Мониторинг качества содержания объектов потребительского рынка. Содействие местным и российским товаропроизводителям в предоставлении торговых площадей. Организационные работы по возможности открытия в районе предприятий общественного питания и развития придорожного сервиса.
|
- Отдел по экономике, труду и охране труда, потребительскому рынку администрации Зиминского районного муниципального образования -комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Зиминского районного муниципального образования -комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Зиминского районного муниципального образования |
2016-2021 гг. |
Без финансирования |
- |
- |
- |
|
1.3. |
Совершенствование форм и методов координации управления потребительским рынком |
Составление сводного реестра, отражающего необходимую и достоверную информацию о наличии сферы обслуживания населения в разрезе ее видов, форме и режиме хозяйствования субъектов. Внесение сведений в Торговый реестр Иркутской области. Организация мероприятий по обеспечению взаимодействия органа местного самоуправления, территориальных органов государственной власти и малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в торговой сфере |
Отдел по экономике, труду и охране труда, потребительскому рынку администрации Зиминского районного муниципального образования |
2016-2021 гг. |
Без финансирования |
|
|
|
|
1.4. |
Исполнение процедур в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации». |
Обеспечение контроля за качеством и безопасностью услуг. Пресечение правонарушений. Информирование жителей района, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по вопросу организации самозанятости. Повышение имиджа местных товаропроизводителей помощь в рекламе и продвижении их продукции.
|
- Отдел по экономике, труду и охране труда, потребительскому рынку администрации Зиминского районного муниципального образования - ОГКУ Центр занятости населения города Зимы
|
2016-2021 гг.
|
Без финансирования |
|
|
|
|
7. ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОДПРОГРАММЫ
№ п/п |
Наименование целевого показателя |
Ед. изм. |
Значение целевого показателя |
|||||||
2014г |
2015г. (оценка) |
Плановый период |
||||||||
2016г. (прогноз) |
2017г. (прогноз) |
2018г. (прогноз) |
2019г. (прогноз) |
2020г. (прогноз) |
2020г. (прогноз) |
|||||
|
Подпрограмма 2 « Торговая политика Зиминского района» |
|
|
|
||||||
1. |
Объем розничного товарооборота и оборота общественного питания |
Млн.руб. |
737,1 |
748,0 |
759,0 |
770,0 |
782,0 |
783,5 |
785,0 |
785,0 |
2. |
Обеспеченность населения из расчета на 1000 человек: -торговыми площадями продовольственных товаров; -торговыми площадями непродовольственных товаров
|
в % от норматива. |
165 |
165 |
150 |
140 |
140 |
140 |
140 |
140 |
8. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ Отдел по экономике, труду и охране труда, потребительскому рынку администрации Зиминского районного муниципального образования, являясь ответственным исполнителем подпрограммы, осуществляет управление реализацией подпрограммы в целом, координирует и контролирует действия участников подпрограммы, несет ответственность за достижение целевых показателей подпрограммы, а также за достижение ожидаемых конечных результатов ее реализации. Реализация подпрограммы осуществляется отделом по экономике, труду и охране труда, потребительскому рынку администрации Зиминского районного муниципального образования.
Отдел по экономике, труду и охране труда, потребительскому рынку администрации Зиминского районного муниципального образования несет ответственность за целевое и эффективное использование выделенных им бюджетных средств на реализацию подпрограммы.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы утверждается решением Думы Зиминского муниципального района о бюджете Зиминского районного муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период.
При сокращении (увеличении) бюджетных ассигнований в местном бюджете, утвержденных Думой Зиминского муниципального района, Отдел по экономике, труду и охране труда, потребительскому рынку администрации Зиминского районного муниципального образования представляет в Финансовое управление Зиминского района постановление администрации Зиминского районного муниципального образования о внесении изменений в подпрограмму не позднее 2-х месяцев со дня вступления в силу решения Думы Зиминского муниципального района об утверждении соответствующих изменений в местном бюджете.
9. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДПРОГРАММЫ
Реализация мероприятий Подпрограммы предполагает:
1. Привлечение инвестиционных ресурсов в развитие инфраструктуры потребительского рынка.
2. Ежегодное увеличение объемов розничного товарооборота и оборота общественного питания не менее 1%.
3. Прирост налоговых платежей от торговой деятельности в бюджет Зиминского районного муниципального образования
4. Удовлетворение спроса населения на качественные и безопасные товары и услуги по доступным ценам.
5. Создание условий для повышения кадрового потенциала в сфере потребительского рынка
Оценка эффективности реализации подпрограммы производится по формам представленным в Приложении к муниципальной программе.