День школьных библиотек в России отметили впервые в 2008 году. Школьная библиотека имеет свое направление, отличное от обычной городской или сельской. Все дело в том, что здесь хранятся в основном учебники и художественные произведения в рамках школьной программы. В школьной библиотеке вряд ли найдешь научно-публицистическую литературу или периодический журнал «Сделай сам» или «Дом. Сад. Огород». Но и не надо. Цель и задачи школьных библиотек во многом зависят от учебного процесса, исполнения образовательного и духовного воспитания в рамках школы. Поэтому их предназначение велико и значимо.
В каждой школе есть своя библиотека, свой библиотекарь и свои читатели. В Ухтуйской школе библиотека находится в отдельно стоящем небольшом здании. Заведует ею Анна Васильевна Денисова, ее стаж составляет 10 лет. За это время библиотечное дело стало ей родным, проблемы и успехи библиотеки своими собственными, а все труды направлены на развитие библиотеки Ухтуйской школы и привлечение читателей.
- Наш библиотечный фонд составляет 15 тысяч книг вместе с учебниками, которых насчитывается 5-6 тысяч, - рассказывает Анна Васильевна. – Все книги касаются учебной программы, которая в последнее время периодически дополняется и меняется. Поэтому меняется и библиотечный фонд. Но, к сожалению, не так быстро и полно, как того требует школьная программа. Много старой литературы, многое приходится списывать, какие-то авторы вовсе уходят в небытие, на их место приходят новые. Причиной является скромное финансирование. Те средства, которые поступают на обновление фонда, в основном идут на приобретение учебников, на художественную литературу, как правило, уже не остается.
Анна Васильевна, как удается справиться с такой проблемой без ущерба учебному процессу?
- Приходится искать разные уловки и возможности. Мы тесно сотрудничаем с другими школьными библиотеками, Ухтуйской сельской библиотекой. Если в школьной библиотеке не хватает литературы, то обращаемся к ним за помощью. Они никогда не отказывают. Пополняется фонд новыми энциклопедиями и сборниками от добрых жителей села, дети приносят из дому яркие книги и сказки. Учительницей одного из центральных городов области нашей библиотеке были переданы в дар несколько томов русских классиков. Гордимся мы и наличием серии «Большой российской энциклопедии», которая постоянно поступала к нам на протяжении определенного времени. Но на 20 томе – а это буква М - поступления закончились. Очень хотелось бы собрать всю серию полностью. Кроме этого, я советую детям пользоваться электронными библиотеками, где они могут найти любой материал, подготовиться к теме лучше и качественней. Для этого составляю и предлагаю ребятам список сайтов, информационных платформ и необходимой литературы. Тем более что сегодня имеется культурный норматив школьника, где прописан список произведений для каждого звена. Это воспринимается детьми как соревнования.
Не получится ли так, что интернет с его безграничными возможностями вытеснит бумажную книгу и сведет на нет роль библиотеки?
- Я считаю, что надо всем уметь пользоваться, но при этом отсортировывать, включать критическое мышление. Не надо читать все подряд и тем более принимать на веру. Мысли и знания не должны быть забиты мусором. В этом играет большую роль библиотекарь. Дети, особенно подростки, обращаются для получения рекомендаций в выборе литературы. Если таковой нет в библиотечном фонде, я с удовольствием порекомендую электронные библиотеки. Понятно, что мне при этом необходимо знать информационные платформы, быть в курсе тенденций литературного мира, в том числе и современного, знать, что порекомендовать, ненужное вычеркнуть.
Кроме того, информационные технологии позволяют красочнее и интереснее преподнести материал на классных часах, во внеурочной деятельности, оформить тематические стенды или сделать выставки. Что в свою очередь привлекает юных читателей в библиотеку. Например, в библиотеке действует акция «Книгоноша», т.е. я могу по запросу учителей, с которыми работаем в тесном взаимодействии, принести необходимую литературу на уроки или классные часы. Сейчас проводим акцию «Запишись в библиотеку». Наши двери открыты для детей ежедневно. Они могут здесь не только оформить книгу домой, но и почитать в читальном уголке, могут просто поговорить о своих проблемах и о том, что узнали или что заинтересовало в течение дня. Когда я вижу заинтересованность ребят в какой-то теме, то вместе мы оформляем выставку или стенды, что помогает им глубже увидеть проблему темы и подробнее изучить ее. А специально для малышей подобраны стеллажи с книгами их возраста. В библиотеке они могут сделать домашнее задание или поиграть в настольные игры. Это для учеников зона отдыха и досуга. Ребята, которые приезжают из других населенных пунктов, проводят здесь время в ожидании автобуса. А День словаря или акция «Спаси книжку» помогают ребятам подружиться с книгой и понять ее значение в жизни и развитии каждого человека. Библиотека принимает участие и в школьных проектах. Одним из таких был проект о творчестве Валентина Распутина к его юбилею, разработанный совместно с Ольгой Сергеевной Савчук. В работе всегда учитываются интересы детей, чтобы труды не прошли впустую. Поэтому я стремлюсь провести пусть одно мероприятие, но качественное, чем много мелких и не интересных.
Что необходимо сделать библиотекарю, чтобы с первого раза привлечь интерес ребенка к библиотеке и книге?
- Первый раз школьную библиотеку дети посещают малышами-первоклассниками, когда они открыты для всего нового и интересного. Поэтому при знакомстве их с библиотекой я стараюсь у них вызвать восторг. Показываю самые яркие книжки, рассказываю самые интересные факты и истории. Тогда у них остается впечатление о библиотеке как о мире сказок и удивительных историй, а значит, и желание прийти еще раз.
Вы даете многое и учителям, и детям. Что вам дает библиотека?
- Когда я прихожу в библиотеку, я привожу свои мысли в порядок, так же четко, как книги стоят по полочкам. Необходимо каждому делу и вещи отводить свое время и место. Поэтому библиотека меня приучила к порядку. Внесла коррективы в нравственное воспитание и отношение к окружающим. Ведь библиотекарь должен быть добрым, общительным и открытым. Уметь общаться на любую тему, от кулинарных рецептов до научных исследований. Чтобы справиться с такой интересной и далеко не легкой работой библиотекаря приходится ежегодно посещать областные семинары и конференции, проходить практикумы и курсы в Иркутском институте развития образования. Работа с Институтом многогранна и интересна. Каждые пройденные курсы помогают развиваться в разных направлениях, от методов и практик приучения детей к чтению до оказания первой медицинской помощи. За каждый курс выдается свидетельство или сертификат.
Школьная библиотека испокон веков являлась важнейшим звеном учебно-воспитательного процесса, влияние ее ресурсов на качество обучения невозможно переоценить. Именно школьная библиотека выполняет все функции, свойственные учреждениям культуры, являясь структурным подразделением школы. В этом её специфика в ряду других библиотек.
Пресс-служба администрации Зиминского района