Сама судьба вела Ксению Юрьевну Помогаеву к выбору профессии педагога именно в Ухтуйской школе, в которой она сама училась до 7 класса. 8 класс, уже в Зиминском лицее, куда Ксения ушла повышать свой уровень знаний, стал для нее стартовой площадкой знакомства с учительством. Их класс имел педагогический уклон, став экспериментальным проектом в системе школьного образования, целью которого было воспитать будущих педагогов. Можно ли считать, что эксперимент удался, если со всего класса педагогическую стезю выбрали всего два выпускника: Ксения Помогаева и ее одноклассница, ныне педагог Самарской школы Эльвира Ермолович? Наверное, да. С этим мнением соглашается и Ксения Юрьевна.
- Окончив педуниверситет и получив диплом учителя истории и обществознания, я поняла насколько широки горизонты для педагога-историка. Но для меня все равно в приоритете при выборе места работы оставалась школа. Здесь большую роль сыграли слова преподавателя по методике преподавания истории, которые она каждый раз говорила во время лекций, отходя от темы методических технологий: «Задумайтесь, если не вы, то кто будет учить ваших детей». Эти слова крепко зацепили меня. Ведь действительно, если не я, то кто? – вспоминает свои первые профессиональные шаги К.Ю. Помогаева.
В 2005 году молодой специалист системы образования вернулась работать в Зиминский лицей. После замужества и рождения первого ребенка решила некоторое время посвятить себя семье. Семь лет прожила на юге страны. Гибель мужа и трое детей на руках заставили Ксению вернуться на родину и к любимой профессии, погрузиться в краеведение и даже публиковаться.
- Проработав год в Зиминском историко-краеведческом музее, я уже собиралась уходить в школу № 1 г. Зимы, но ее в тот год не открыли после капитального ремонта. Зато поступило приглашение из Ухтуйской школы, на которое я с большим энтузиазмом согласилась, ведь к ней я испытывала особые чувства. В итоге с 1 сентября 2019 года моя судьба тесно связана именно с Ухтуйской школой, ставшей мне родными пенатами, - продолжает вспоминать наш педагог.
Не просто пришлось Ксении Юрьевне после длительного перерыва в профессии педагога. Образовательная система не стоит на месте, преподнося каждый год новые механизмы преподавания, методики и техники, меняя структуру образования так, что и педагоги со стажем не успевают подстраиваться под инновации и нововведения. Здесь педагогу-историку помогло жизненное кредо «Если не можешь сделать большего, то сделай лучшее из того, что умеешь». Так, поэтапно вернувшаяся к профессии Ксения Помогаева мягко и в то же время достаточно быстро вошла в учебный процесс, на лету улавливая все изменения и энергично подстраиваясь под любые новации.
Начав с преподавания истории, обществознания, права, экономики и основ православной культуры, стала вести предмет «финансовая культура», изучила ФГОС, взяла классное руководство. А на следующий учебный год коллеги предложили кандидатуру Ксении Юрьевны на участие в районном конкурсе «Учитель года-2021», на котором она стала абсолютным победителем и представляла Зиминский район на региональном этапе образовательного конкурса.
- Каждая моя победа, даже самая маленькая, придает мне уверенности в сделанном выборе. Участие в конкурсе «Учитель года» – это серьезная ответственность и возможность осознать свое предназначение, это открывает возможности для новых свершений. Думаю, если бы не мое участие в конкурсе, может, никто бы и не знал учительницу Ухтуйской школы, - задорно улыбается Ксения Юрьевна.
- Основное предназначение школьного советника – воспитать. Помочь в этом нелегком деле и родителям, и школе. А для этого необходимо сделать окружающую атмосферу для ученика и педагога максимально комфортной, чтобы дети приходили в школу не только за знаниями, но и за своим времяпрепровождением, чтобы им было здесь легко и интересно. Чтобы педагоги видели блеск в глазах и стремление к познанию нового у своих детей и сами загорались энтузиазмом. Т.е. советник помогает директору выстроить единую систему воспитания в школе, - рассказывает о новых обязанностях советник Ухтуйской школы. - Он должен быть в тренде и следить за новинками в системе образования, культурными событиями, тенденциями, новостями.
Конечно, здесь большое значение имеет командная работа всего коллектива и родителей. Немаловажно взаимопонимание и поддержка. В школах страны становится приоритетным патриотическое воспитание, а значит, меняются методики преподавания, появляются нововведения. Сегодня это начало каждой учебной недели с торжественной линейки, поднятия государственного флага, исполнения гимна и проведения урока «Разговор о важном». Для детей это оказалось не просто ново, но и интересно. Ребята, которым выпадает честь торжественного заноса и выноса флага, отмечают чувство трепета и значимости в такие моменты. Вот что способствует зарождению патриотизма в душе ребенка: его понимание собственной значимости в мире и важности окружения, места и события. Ведь от любви к малому: близким людям, родной школе, малой родине - человек переходит к осмыслению любви большой: стране, миру, народу. Это и есть патриотизм!
Старшая дочь называет Ксению Юрьевну пионервожатой. С этим соглашается и опытный педагог, который в ответе за всех и каждого, а для этого, кажется, что советнику нужно быть везде и сразу. Одним из воспитательных методик работы Ксении Юрьевны является организация досуга детей не только между занятиями, но и во внеурочное время. А это подготовка с детьми различных мероприятий, участие в конкурсах и тематических акциях, организация культурной, спортивной и научной сфер школьной жизнедеятельности. В итоге каждый день ученика становится насыщенным, занимательным и творческим наряду с получением огромного пласта знаний. Ксения Юрьевна не держит в секрете свои методики, а наоборот открыто рассказывает о них детям на уроках «Разговоры о важном», обращая внимание на тот факт, что школа в переводе с греческого обозначает отдых и досуг. В итоге в глазах детей она видит понимание и благодарность, желание учиться, общаться и быть в теме школьных событий.
- Как не быть везде и сразу? – задает вопрос Ксения Юрьевна, заранее отвечая на него. – Ведь школьная жизнь очень насыщенна и разнообразна, а в мои обязанности входит организовать эту жизнь и направить в правильное русло. Как не быть везде и сразу, если это День знаний, а мы должны провести школьное мероприятие? Если это День Иркутской области, а мы должны не только рассказать об этом, но и провести экскурсию в Доме досуга. Если это юбилей земляков-писателей Вампилова и Распутина, а мы уже покупаем билеты на премьеру «Окнами в поле». Если это День пожилого человека, а дети поздравляют жителей села и вручают подарки, сделанные с любовью своими руками.
Впечатляет! Особенно то, что ученики подхватывают все идеи учителей, советника, с энтузиазмом погружаясь в любое мероприятие, посвящая свое свободное время рисованию плакатов, репетиции театральных сценок, выпуску школьных видеоновостей или проектной деятельности. С последней у Ксении Юрьевны особые отношения. Она – краевед. Ее исследовательские наработки позволяют продуктивно вести краеведческие проекты учащихся. А как правило за один только год Ксения Помогаева успевает курировать до шести ученических проектов, которые успешно защищаются на районных и региональных научно-практических конференциях и форумах.
Но есть дети, которые сами выходят на меня уже с готовой идеей. Например, Арина Сманцер, уже выпустившаяся из нашей школы. Мама Арины работает в СПК «Окинский», поэтому у девочки была возможность побывать на предприятии и увидеть рабочий процесс изнутри. Как следствие, появилось желание узнать историю создания и развития градообразующего для Зиминского района сельхозпредприятия.
Бывают случаи, когда дети рассказывают о каком-то событии из семейной жизни, имеющей историческую ценность, но заниматься исследованием сего факта не хотят. Тогда я раскрываю для ребенка тему так, чтобы у него появилось желание работать над ней. В прошлом году был эпизод, когда поисковый отряд привез в Зиму останки погибшего в Великой Отечественной войне солдата. Это оказался троюродный дедушка нашей Алисы Лашкиной. В итоге с этой темой она выступила в классе, на районной конференции и на областном уровне. В процессе работы над проектом, к которому присоединились мама и бабушка Алисы, ребенок пропустил через себя семейную историю, и попутно в их семье нашелся еще один пропавший родственник.
Дима Аверкин стал призером областной НПК с исследовательским проектом по истории развития школы. Он смоделировал на 3D-принтере макет всех зданий школы, которые сменяли друг друга за период ее существования. Он проникся темой, погрузился в работу, поверил в себя и с блеском выступил.
А Данил Темеров решил для сдачи ЕГЭ выбрать историю. Мы с ним много работали, в итоге он не просто сдал предмет, а набрал самое большое количество баллов в Зиминском районе. В итоге он поступил на исторический факультет одного из вузов области, - не без гордости за своих воспитанников продолжает рассказывать учитель Ухтуйской школы.
Ксения Юрьевна столкнулась с краеведческой деятельностью в 2005 году, когда начала профессиональную деятельность педагога. А в 2010 году уже выпустила свой первый краеведческий сборник «История города Зимы в названиях улиц» в соавторстве с Лидией Евиновой, директором Дома-музея поэзии Е.А. Евтушенко. Еще через год под фамилией К.Ю Помогаевой вышло учебное пособие «Наш край в годы Великой Отечественной войны». Она же является соавтором зиминского юбилейного альманаха «Зима - город, который нам дорог».
Ксения Юрьевна в должности советника директора по воспитанию объединяет в себе разные профессиональные качества, являясь и учителем, и социальным педагогом, и психологом, и организатором, и исполнителем. Брендовые элементы в одежде, в виде желтого галстука и постоянного бейджа, которые советники обязаны носить в образовательных организациях, ей по сути и не нужны, ведь ее и так знают все: и дети, и взрослые, и родители, отзываясь лишь тепло и уважительно. А все потому, что, как уверена Ксению Юрьевна Помогаева, доброе слово творит добро.