От истоков народных традиций к истории родной стороны

Печать

olimpiada

Очный этап IV краеведческой олимпиады школьников состоялся 11 марта в историко-краеведческом музее Зиминского района. В 2022 году олимпиада посвящена 85-летию Иркутской области и Году культурного наследия народов России. Два этих знаменательных для жителей Приангарья события объединились в названии олимпиады-2022 - «К истокам народных традиций. К истории родной стороны».

Олимпиада открылась театрализованным этюдом на тему переселенцев в Сибирь в исполнении Татьяны Новицкой и Михаила Берёзкина. Так сотрудники музея обыграли посвящение олимпиады.

Душевный настрой задала Оксана Кузнецова, заместитель председателя Комитета по образованию Зиминского района:

- У каждого человека есть место, куда он хочет вернуться, где его любят, ждут, оберегают, где у него есть душевный покой. Это место – дом. Наш дом – Зиминский район. Наш общий дом - Иркутская область, и она отмечает юбилей. Этой семейной дате мы и посвящаем нашу олимпиаду, свои знания культурного наследия жителей Приангарья.

Эльвира Михайловна Ермолович, организатор районной краеведческой олимпиады, рассказала, что число её участников год от года увеличивается.

- Мы начинали, когда нас было только 40 человек, в этом году в первом этапе участвовали 110 учеников школ района. Краеведческое движение набирает популярность. Традиционно в музее ребята, отобравшиеся в очный этап, делились на три секции. В этом году мы добавили ещё одну, потому что категория участников – учеников 3-5 классов увеличилась практически вдвое. Далее ребята будут работать как обычно: секция для учеников 6-8 классов и для краеведов 9-11 классов.

Увеличилось и число школ-участниц. В олимпиаде принимают участие ученики Кимильтейской, Масляногорской, Новолетниковской, Самарской, Хазанской, Ухтуйской, Филипповской школ.

Первый, заочный, этап традиционно заключался в письменной работе. Младшеклассники выполняли задания в бумажном варианте, остальные заполняли Гугл-формы. В письменном этапе требуются не столько знания фактического материала, сколько умение их интерпретировать, работать с разными источниками информации. Задания были непросты. Например, детям предлагалось по таблице с численностью населения Зиминского района рассчитать процентное соотношение представителей разных национальностей, плотность и количество населения в сельских муниципалитетах. У педагогов это называется метапредметный подход, который практикуется на ОГЭ и ВПР, но только на краеведческом материале. Лучше всех с заданиями справились ученики 3-5 классов. Старшеклассники показали результат пониже – справились не более 60 % выполнявших задание.

olimpiada2

Разделившись на четыре группы, соответственно возрасту, юные краеведы разошлись по разным залам музея. Ребятам предстояло поработать в двух ролях: сотрудника отдела хранения музея, где им предлагалось составить грамотное описание предмета по образцу, а затем выступить в роли экскурсовода, рассказав об экспонате, а главное, надо было произвести впечатление на членов жюри. Две группы учеников 3-5 классов работали с прялками – цельной и составной. 6-8-классники – с рушником. Старшеклассники описывали традиционный женский чувашский костюм.

Надо отметить, что младшеклассники в этом году говорили и выглядели значительно увереннее, чем на предыдущих олимпиадах. Дети столкнулись с двумя трудностями: с непонятным словом «бытование» и не смогли прочесть номер века, указанный римскими цифрами. Но это не отразилось на оценках выступлений. В заключение член жюри одной из младших секций Инна Адамовна Курбалова, директор Центра развития образования Зиминского района, показала, каким должно быть выступление. Но это такая вершина, до которой далеко не каждый взрослый доберётся.

Рушник детям достался реальный, преподнесённый в дар музею жительницей г. Зимы. Женщина, которой исполнилось 85 лет, вышила его, будучи 16-летней девушкой, а позже подарила его жениху в качестве согласия на брак. На льняном полотне жёлтыми и красными нитками вышит вазон – символ рода, семьи, корней, и мальва, символизирующая чистоту юности. Символов в вышивке огромное множество, как и цветов со смыслом. В ней фигурирует даже чёрный цвет, что стало маленьким открытием даже для членов жюри. Чёрный цвет отнюдь не несёт траурного значения – это символ земледелия, чернозёма и богатства. Описание и рассказ о рушнике в силу высокой детализации предмета стал не простым испытанием памяти ребят и умения систематизировать полученную информацию. В качестве плюса жюри отметило умение оперировать деталями описания, отрицательным моментом стала недостаточная эмоциональность импровизированных экскурсоводов.

Но с самым сложным заданием работали старшеклассники. Им достался традиционный женский чувашский костюм. Яркий, нарядный, исполненный глубокого смысла в каждой детали и стежке, наряд чувашской женщины стал музейным экспонатом всего лишь на время. Это реальный концертный костюм Татьяны Петровны Прокопчук, заведующей Домом досуга пос. Успенский-3. Богатая вышивка, украшения, шапочка и сумочка изготовлены и вышиты самой хозяйкой наряда. Всю зиму костюм был частью музейной выставки творчества мастера.

Среди участников IV краеведческой олимпиады школьников было немало ребят, которые выступают далеко не впервые. По их словам, год от года им становится только увлекательнее: детям интересна история, культура родного края и культура предков. Никита Чистилин из Ухтуйской школы – ветеран олимпиады, участвовал во всех четырёх. Он преследует и ещё одну цель – отработку публичных выступлений.

olimpiada1

В каждой школе, выставившей на олимпиаду сборную команду, своя методика подготовки участников. Вероника Юрьевна Кожевникова, учитель истории Новолетниковской школы, привезла участников двух возрастных групп. Готовились они на основании просмотра выставок виртуальных музеев в Интернете.

В Ухтуйской школе в качестве подготовки к очному этапу разработан целый многогранный алгоритм. О нём рассказала педагог Ксения Юрьевна Помогаева:

- Готовили детей вместе с учителем обществознания: для начала мы узнали тему, потому что каждый год посвящён какому-то событию, просматривали работы прошлых лет, ездили на мастер-класс в городской музей, изучали предложенную в этом году тему. Во время подготовки к подобным мероприятиям мы делаем упор на ораторское искусство и подготовку публичного выступления. Организовали семинар, где опытные участники олимпиад поделились своими впечатлениями и знаниями с новичками.

Так за разговорами истекло время, назначенное для подготовки, выступлений и подсчёта баллов. Итоги олимпиады подвела Инна Адамовна Курбалова. Она поделилась своей искренней радостью от того, что наконец-то, после долгого перерыва, в очном формате прошло такое значимое и замечательное мероприятие. Директор Центра развития образования уверена, что наша краеведческая олимпиада – это передача наследственной памяти, культуры и особой энергетики через поколения.

Инна Адамовна вручила сертификаты участников и призы ученикам 3-5 классов. Призёрами жюри признало Варвару Вазякову, ученицу Новолетниковской школы, Еву Чернюк, ученицу Хазанской школы. Сотрудники музея учредили специальный приз, он называется «Лучший музейный мыслитель». В первой секции его удостоилась Варвара Юрченко, ученица Кимильтейской школы. Победителем же в секции, работавшей с составной прялкой, стала Юлия Попова, ученица Кимильтейской школы.

Результаты второй секции учеников 3-5 классов, описывавших цельную прялку, озвучила Оксана Анатольевна Кузнецова, заместитель председателя Комитета по образованию Зиминского района. Призёром олимпиады назван Ярослав Погуляев, ученик 4 класса Ухтуйской школы. Победитель – Диана Аппакова, ученица 4 класса Кимильтейской школы. Валентина Михайловна Гаврилова, заместитель председателя Комитета по культуре, вручила музейный спецприз Ярославу Погуляеву - «Лучшему музейному мыслителю» в своей секции.

olimpiada3

Итоги работы секции 6-8 классов озвучила сотрудник музея Татьяна Сергеевна Новицкая. Призёры группы – Анна Пальвинская и Михаил Зубаков, ученики Самарской школы. Победитель – Мария Зубакова, ученица Самарской школы. Музейный приз вручён Дарье Поповой, ученице Кимильтейской школы.

Анастасия Валерьевна Ермилова, председатель Комитета по культуре, вручила сертификаты, призы и подарки призёрам и победителю в самой старшей секции. Глеб Болдырев из Кимильтея стал обладателем звания «Лучший музейный мыслитель». Призёром - Никита Чистилин из Ухтуйской школы. Победителем признана Диана Труфанова, Ухтуйская школа. Девушка не раз участвовала в конкурсе «Ученик года», НПК, ведёт собственный блог, поэтому победа была ожидаемой.

И.А. Курбалова от имени комитета по образованию вручила благодарственные письма Андрею Пономаренко, Анастасии Ермиловой, Валентине Гавриловой, Елене Бекиной, Николаю Андрееву за экспертную деятельность. За самую сложную часть – организацию и разработку вопросов - благодарственное письмо вручено Татьяне Новицкой и Татьяне Лебедевой. И в заключение – Эльвире Еромолович, которая в своё время придумала олимпиаду, развивает её, внедряет цифровые технологии, она по сей день остаётся вдохновителем и двигателем идеи.

Ярким финалом IV краеведческой олимпиады школьников Зиминского района стал подарок – песня славянской тематики в исполнении Данила Симикина и Иннокентия Филатова.

Пресс-служба администрации Зиминского района