«Учитель года-2015»

Печать

27 марта в Зиминском районе состоялся конкурс «Учитель года-2015» и «Воспитатель года-2015». В нём приняли участие 8 педагогов и воспитателей.

За звание в конкурсе «Учитель года» боролись: Ольга Валерьевна Бутова, учитель начальных классов Хазанской школы,  Светлана Валерьевна Лончакова, педагог-психолог Новолетниковской школы, Оксана Анатольевна Ничепуренко, учитель русского языка и литературы Басалаевской школы и Зухра Тахировна Яровая, педагог-историк Самарской школы.

За победу в конкурсе «Воспитатель года» состязались Ирина Владимировна Коски, воспитатель Ухтуйского детского сада «Тополёк», Анна Ивановна Кутина, воспитатель детского сада «Колосок» в с. Кимильтей, Елена Сергеевна Мельниченко, воспитатель Батаминского детского сада «Улыбка» и Наталья Владимировна Шайдурова, воспитатель детского сада «Багульник» в с. Перевоз.

 

Конкурс проходил в кимильтейском клубе при полном аншлаге, даже кресел хватило не всем. Участников приветствовала мэр Зиминского района Наталья Владимировна Никитина.

- Уровень профессионализма наших педагогов высок. Это известно и не раз доказано. Но личность учителя многогранна. И сегодня я желаю вам полнее раскрыть все свои возможности и таланты.

Организаторы конкурса - Комитет по образованию администрации Зиминского района и Центр развития образования, - разрабатывая программу состязаний, постарались дать участникам такую возможность – показать все свои таланты. Конкурс состоял из трёх заданий: «Визитная карточка», «Дискуссионная карусель» и «Творческий конкурс». То есть простор для проявления многогранности предоставлен был широкий.

«Визитная карточка»

«Визитка», понятно, предполагала самопрезентацию, умение грамотно подать себя – лаконично, но объёмно. Начинать его выпало Зухре Яровой. Зухра Тахировна – человек активного образа жизни: любит коньки и лыжи, водить автомобиль, рыбалку, русский рок, своих подруг и коллег, свой класс. С юмором представила педагог из Самары взгляд на себя со стороны - кто и кем её хочет видеть, в смешных картинках. Директор – многорукой богиней, коллеги – мягкой игрушкой, ученики – привязанной к стулу и с кляпом во рту, муж – золушкой, друзья – раскованной. «А я просто учитель и у меня есть любимое дело», - закончила представление  З. Т. Яровая – педагог, руководитель районного методобъединения учителей истории и депутат Думы Услонского МО.

Вторая конкурсантка, учитель начальных классов Хазанской школы Ольга Валерьевна Бутова, предстала в образе капитана. На судне своей жизни она провела коллег по главным островам судьбы: весёлому детству, когда немало времени было посвящено самодеятельности и КВН. Любовь к актёрству живёт и на острове «Педагогической деятельности», только теперь играют её ученики и их родители. Главное событие в жизни – создание семьи, появление собственных детей, а с ними пришло и ещё более тонкое понимание детской души своих учеников. По мнению О. В. Бутовой, в душе  скрыты главные ценности человека. А её задача как учителя – раскрыть их миру.

У Оксаны Анатольевны Ничепуренко, учителя русского языка и литературы  Басалаевской школы, за плечами 24 года педагогического стажа. И если у предыдущей конкурсантки есть остров под названием «Семья», то у Оксаны Ничепуренко – это архипелаг. Она педагог с династическими корнями, уходящими в 19-й век. Спектр интересов этой спокойной, уравновешенной женщины весьма широк: она любит цветы и походы, спорт и технику, книги и фотосъёмку. Но более всего любит театр и увлечена театрализованными постановками, которыми занимается с учениками,то вскоре и доказала на конкурсной сцене.

Светлана Валерьевна Лончакова, педагог-психолог из с.Новолетники, довольно долго и последовательно шла к своей специализации. В копилке дипломов у неё два документа: о среднеспециальном и высшем педагогическом образовании. Она тоже любит театр, но кукольный. Самопрезентацию провела в виде кукольного спектакля. Почему куклы? – Светлана Валерьевна – психолог, и в куклы играет профессионально, это один из методов установления контакта и искреннего общения с учениками.

4 воспитателя были столь же изобретательны в самопредставлении. Анна Кутина, воспитатель Кимильтейского сада, профессию выбрала за то, что это поле для деятельной любви к детям. «Особенно хорошо – видеть детские глаза, они не лгут. И когда дети ловят твой взгляд и понимают тебя с полуслова, то и ты сама понимаешь, что всё не зря», - рассказывала Анна Ивановна Кутина.

Наталья Владимировна Шайдурова сообщила, что рада тому, что связала свою судьбу с Перевозским детским садом, детей любит как собственных. И в этом черпает силы. Склонная к театрализации, Наталья Шайдурова рада тому, что работа даёт ей возможность к перевоплощению: можно каждый день сделать праздником, приходя к детям хоть Снегурочкой, хоть Бабой-Ягой. И всегда будет успех. «Нет лучшей доли, чем моя», - заверила жюри и зал воспитатель из Перевоза Н. В. Шайдурова.

Елена Мельниченко из Батаминской «Улыбки», специалист с двумя образованиями, рассказала, что, став воспитателем, в одночасье стала и «многодетной матерью». Её активный оптимизм передался залу, когда Елена Сергеевна запела. Очень неплохо, чувствуется батаминская творческая аура. Елена Мельниченко – человек десятка увлечений. В основном это рукоделие, пейзажное фото и кулинария. Хотя главное увлечение – работа, ведь, по убеждению батаминской конкурсантки, воспитатель в сельском детском саду (да ещё молодой, образованный, увлечённый) – воспитатель не только детям, что Елена Сергеевна Мельниченко доказала в следующем конкурсном задании.

Заключила конкурс «визиток» Мэри Поппинс в исполнении логопеда Ухтуйского детского сада Ирины Владимировны Коски. Конкурсантка выбрала очень удачный образ. Он раскрыл суть её педагогического подхода – быть в вихре ветра перемен и пытаться стать идеальным воспитателем. Ирина Коски, со своим зонтиком и песней леди Мэри, стала первой из конкурсанток, которую зрители одарили криками «браво».

«Дискуссионная карусель»

Второй этап конкурса был единственным, когда конкурсанты выступали без подготовки. При его разработке организаторы отошли от традиции задавать вопросы, давать задания, от времени на подготовку ответа. Ведущая конкурса, директор Центра образования Инна Адамовна Курбалова, спрашивала участниц: «А согласны ли Вы…», далее следовало, на первый взгляд бесспорное утверждение, с которым можно было или согласиться, или опровергнуть. Одного только не предполагалось – однозначного ответа. Причём, конкурсантки могли согласиться, либо не согласиться, как с ведущей, так и с коллегами. На то она и «Дискуссионная карусель».

Первыми испытание «каруселью» прошли педагоги. Ведущая спросила: «А согласны ли Вы, что уровень владения языком падает, во всём виновата школа и то, что дети мало читают?». Или: «А согласны ли Вы, что школа даёт много теоретических знаний, которые никогда не пригодятся в жизни. И очень мало практических?». Или вот ещё: «Задавая домашнее задание, учитель метит в ученика, а попадает в родителей?». Ну, как? Поле для дискуссии хоть и многожды паханое, но всё равно бескрайнее. Чтобы затеять уходящий в немыслимые дали спор на эти темы, не нужно иметь педагогического образования. Тем более, что у нас в стране все знают, как правильно делать три вещи: учить детей, лечить людей и играть в футбол. В общем, ни с одним утверждение конкурсантки полностью не согласились. Дискуссия завязалась прямо на сцене. Мнения разделялись и сходились. Зал, где сидели учителя из всех школ района, тоже заволновался, обсуждая.

Далее Инна Курбалова  стала провоцировать воспитателей: «Согласны ли Вы, что установка видеокамер в группах детских садов улучшит работу воспитателей?». Тема не праздная, она реально широко обсуждается в надзорных органах. Правда, среди воспитателей на сцене, в зале, среди жюри и зрителей приверженцев такого пути повышения эффективности воспитательного процесса дошкольников не нашлось. Ещё примеры: «Согласны ли Вы, что надо воспитывать вовремя лозою и розгою, иначе пройдет время, и дубиной дурь не выбьешь?». Ещё: «Согласны ли Вы, что пришло время воспитывать не только детей, но и их родителей?». С последним согласились все участницы-воспитатели. Кому как не им знать, что родители 90-х годов рождения – отдельная тема для исследований в новейшей российской педагогике. Именно они сейчас привели в сады своих детей. Вывод: очень интересную форму интеллектуального конкурса придумали организаторы. Здесь нужно было проявить и профессиональные знания, и логику, иметь свой взгляд на вещи, не бояться его высказывать, в конце концов, проверена скорость усвоения задачи и реакции, что для учителя также важно, как знание предмета и способность доходчиво формулировать свои мысли. И если кто-то из участниц не проявил всей линейки требуемых качеств, то это можно списать на волнение. Педагог хоть и публичная профессия, но ничто человеческое ему не чуждо.

«Творческий конкурс»

Заключительный этап конкурса «Учитель года» и «Воспитатель года» предполагал разную тематику выступлений, но в основном был посвящён 70-летию Победы. В большинстве своём участницы пошли по пути театрализации. Как и было сказано выше, поклонница театра О. А. Ничепуренко получила выход на широкую публику. Со своими учениками, с массой привезённого из Басалаевки реквизита Оксана Анатольевна поставила на сцене Кимильтейского ДК «Ночь исцеления» Б. Екимова. Светлана Лончакова, Ольга Бутова, Анна Кутина тоже инсценировали отрывки из известных литературных произведений. Безусловно, участницы много трудились, вовлекли в орбиту своей подготовки и творчества массу людей, но историк Зухра Яровая сделала ход, который и выигрышным-то язык не поворачивается назвать, но принесший победу. Зухра Тахировна просто рассказала историю поисков могилы своего деда, сложившего голову в тяжёлых боях под Тверью. В этом рассказе сошлось всё: профессиональная специализация Яровой (историк) – она нашла место захоронения деда, рассказ о реальных событиях, предшествовавших поискам, тема войны и памяти. Конечно, всё это сопровождалось стихами и песнями о войне. Неудобно так говорить, но это было «в десятку». Наверное, не один десяток женщин в зале утёр слезу, включая автора этих строк. Словом, то, что прожито лично, глубоко трогает сердце и душу.

Самым успешным выступлением в «Творческом конкурсе» среди воспитателей признан номер, подготовленный Ириной Коски. «Держу в ладонях огонёк», - так называлась композиция, посвящённая письмам с войны. Три девушки читали наизусть и танцевали. Очень проникновенно.

Итоги

Организаторы заранее определили, что пьедестала на три места в итогах не будет. Будут два победителя и два лауреата. Председатель жюри, он же председатель районного Комитета по образованию, Сергей Иванович Усольцев поблагодарил всех участниц, группы поддержки, коллективы и руководителей образовательных учреждений, выдвинувших участниц. А Наталья Владимировна Никитина выразила надежду, что в коллективах других школ и садов есть не менее талантливые профессионалы, способные стать участниками и победителями следующих конкурсов.

Перед объявлением итогов нужно уточнить, что зрелищному конкурсу предшествовал заочный этап – чисто профессиональный: проведение открытого урока, мастер-класса, проведение открытого внеклассного мероприятия, представление портфолио участника персонального сайта.

По итогам четырёх этапов победу в районном конкурсе «Учитель года-2015» одержала Зухра Тахировна Яровая (Самара). В конкурсе «Воспитатель года-2015» победила Ирина Владимировна Коски (Ухтуй).

Лауреатами конкурса судьи назвали Оксану Анатольевну Ничепуренко (Басалаевка) и Елену Сергеевну Мельниченко (Батама).

Пресс-служба администрации Зиминского района