Мастер-самоделкин из Центрального Хазана освоил производство вездеходов

Печать

vezdechodЛюбое успешное изобретение становится двигателем прогресса, модернизации, улучшения качества жизни и комфорта человека. 30 июня, в День изобретателя и рационализатора, будет повод поздравить друзей, знакомых, родственников, близких людей - всех, кто имеет отношение к инженерной специальности: механиков предприятий, конструкторов, преподавателей, студентов и выпускников профильных учебных заведений, т.е. людей, увлекающихся техникой, и, конечно же, изобретателей. К последним можно отнести жителя пос. Центральный Хазан Николая Глоба, инженера-технолога по специальности «Металлорежущие станки и инструмент», чье хобби заключается в конструировании машин-вездеходов.

Об увлечении Николая Анатольевича газета «Вестник района» узнала, побывав на майском районном мероприятии, посвященном Дню семьи, где и выступала семья Глоба, скромно рассказывая о своем хобби. В преддверии праздника всех кулибиных мы побывали у Николая в гостях и более подробно разузнали о его новаторских проектах.

Сегодня на счету у Николая Анатольевича 2 трехколесных вездехода, 1 четырехколесный, лодка с усовершенствованным мотором, куча сельхозтехники и в проекте - дом на колесах!

- В целом я работал над четырьмя единицами техники, - рассказывает Глоба. - Первый вездеход был собран в 2008 году, но не мною, а под моим руководством во время работы в Томском леспромхозе в должности механика. Тогда моя идея по усовершенствованию одной из машин была поддержана руководством. Лишь в 2012 году я собрал первый трехколесный вездеход в домашних условиях из мотоцикла «Урал» и колес от «КрАЗа». Потом еще один, затем вездеход на четырех колесах…

Четырехколесный вездеход Николай Анатольевич считает самым любимым и удачным проектом. Чтобы его сделать пришлось продать два предыдущих и купить необходимые станки и инструменты. При создании каждой машины в ход идут токарный, сверлильный станки, сварочный аппарат, сварочный полуавтомат для тонкого металла, плазморез, болгарка, дрель, компрессор, всевозможные приспособления в виде стоек, распорок и прочее. А исходники и сырьё, типа старых российских автомобилей, в том числе колеса, приходится приобретать в разных уголках Иркутской области, при том, что с каждой единицы техники берутся лишь нужные части, остальное сдается на металлолом. Четырехколесный вездеход, которому при регистрации было дано имя «Варан», собран из 3 автомобилей: «Нивы», «Оки» и «КрАЗа». С Нивы взята трансмиссия, мосты, раздаточная коробка, лобовое стекло. От «Оки» пошел двухцилиндровый двигатель, который, несмотря на то, что в нем всего 40 лошадиных сил, за счет понижающих редукторов дает хорошую тягу, что является главной характеристикой при конструкции вездехода. Колеса берутся от сельхозтехники либо от автомобиля КрАЗ и облегчаются, т.е. мастер срезает лишнее ножом по трафарету так, чтобы остался грунтозацеп. Рама и кузов полностью варятся самостоятельно.

Красавец «Варан», получивший свое название из-за высокой проходимости, испытанный в самых труднодоступных местах, похожий на мощный броневик с огромными колесами, скорее всего, навсегда останется у хозяина в любимцах. Но в мыслях новые новаторские идеи – вездеход с еще большей проходимостью и комфортабельностью, так называемый дом на колесах. Такой транспорт даст возможность всей семьей путешествовать в самые потаенные уголки сибирских лесов и предгорья Саян.

- Хочется попасть на Ярминские озера, что в Тулунском районе, до которых напрямую по лесам и болотам около 170 км, - планирует молодой изобретатель. - На одном вездеходе ехать опасно, есть вероятность в случае поломки назад вернуться пешком. Да и комфортно передвигаться на «Варане» могут только 2 человека  с багажом. Поэтому просто необходимо наличие двух вездеходов. Тем более что управление второго транспортного средства без проблем возьмет на себя моя жена Надежда. У нее права, опыт вождения. Да и зачастую именно она опробует мои изобретения.

Надежда Александровна, рассказывая об ощущениях езды по болотам и лесным буреломам, уверяет, что сложности в управлении нет, зато захлестывает ощущение отсутствия преград: «Конечно, не как по асфальту едешь, но если болото без кочек, то сродни езде по мягкому ковру».

Все запчасти на более совершенный вездеход Николай уже собрал, на что ушло около 2 лет. Колеса приобретены, но уже не кразовские, а от «Урагана» - военного тягача. Их осталось облегчить. Для обрезания колес Николай Анатольевич собрал специальную электрическую лебедку, но и с ней на одно колесо затрачивается неделя беспрерывного труда.

Такие изобретения требуют много времени, их Николай Анатольевич делит с работой, он – индивидуальный предприниматель; с семьей, в которой трое детей; и хозяйственными нуждами, дом построил, баню, гараж. Конечно, важна и финансовая составляющая, но на семейный бюджет, как заверяет Надежда Глоба, увлечение мужа не влияет. Хотя, прежде чем начать серьезно заниматься конструированием вездеходов, надо было затратить много ресурсов. Но в этой современной семье поддерживаются любые новаторские идеи. Как результат, у сыновей, 7 и 9 лет, стала проявляться конструкторская жилка, они с ловкостью управляются со станками отца: сверлят, пилят. Сами пытаются ремонтировать свои  велосипеды, тюнинговать их. Анатолию Николаевичу, отцу Николая, тоже интересно хобби сына, но не хватает терпения, чтобы надолго встать у станка рядом.  Несмотря на то, что Николай не знает людей на Саяно-Зиминской территории с подобным хобби, одиночества он в своем деле не испытывает. Только лишь тогда, когда хочется съездить далеко, но нет поддержки. Создание второго вездехода решит эту проблему.

Надо отметить, что Николай Глоба не рыбак и не охотник, напротив, он любит комфорт и уют, ему нравится бывать в тишине и наслаждаться красотами девственной природы. А изобретать, усовершенствовать, создавать что-то новое, огромное и на колесах помогают инженерный склад ума, рационализаторские способности и желание преодолевать преграды. Николаю Анатольевичу хобби не приносит ни денег, ни славы. Он не участвует в конкурсах среди механиков и изобретателей, выставки самодельной техники и ралли на вездеходах проходят без его участия. О  его увлечении даже в поселке не все знают.

- Земля слухами полнится, - улыбается Николай Глоба. - Узнают друзья, знакомые, приезжают, смотрят. Кто-то интересуется ради любопытства, кто-то подхватывает идею и пытается ее воплотить в жизнь, но не всем хватает сил, средств, терпения. Например, одному человеку в поселке я помогал сделать вездеход, подсказывал, но проект не был завершен, у него не хватило ни времени, ни возможностей, хотя был огромный интерес. Но один раз, правда, мы совершили поход на двух вездеходах, я ему давал колеса, свои он так и не сделал. Помню, один из вездеходов сломался, и мы его бросили в лесу. Получилось приехать за ним только через неделю. Эмоций было через край.

Реализация любой  идеи, даже, казалось бы, самой безрассудной, зиждется на огромном желании и энтузиазме. Для хазанского самоделкина Николая Глобы его хобби - это все: жизнь, работа, отдых! А желание и вера в себя помогают найти и время, и средства.

Пресс-служба администрации Зиминского района